Сымон Будный

Сымон Будный родился около 1530 года. Учёные до сих пор спорят о месте его рождения. Доподлинно известно одно — это был населённый пункт под названием Буды (Буда). Однако таких деревень да местечек и в Беларуси, и в Польше, и на Украине с Россией не один десяток. Официальная версия — белорусский просветитель и реформатор Сымон Будный родом из местечка Буды в Мазовии, что на территории Польши.

Будный — белорусский гуманист, просветитель, религиозный реформатор, философ, социолог. Он выходец из семьи мелкого шляхтича. Закончил факультет вольных искусств Краковского университета (поступил в 1544 году), а возможно, и технологический факультет Базельского университета. С 1558 года преподавал на белорусском языке катехизис в протестантской школе в Вильнюсе. С 1560 года стал кальвинистским проповедником в Клецке.

Сымон Будный стал одним из основателей Несвижской типографии, где и издал на белорусском языке «Катехизис» (1562).

С середины 1560-х гг. Сымон Будный вёл письменную полемику с русским православным богословом Артемием, установил дружеские отношения с печатниками И. Фёдоровым и П. Мстиславцем. В 1564 году совместно с Л. Крышковским С. Будный перевёл на польский язык и издал в Несвиже «Беседы святого Юстиниана, философа и мученика, с Трифоном Иудеем». В 1572 году С. Будный отдаёт в печать Библию, однако его комментарии и замечания к ней не были приняты издателями.

В 1574 году в Лоске (около современного Воложина) Сымон Будный издал Новый Завет с предисловием, комментариями и замечаниями. Это была первая в мировой литературе попытка радикальной рационалистической критики евангельских книг. В том же году в письме к английскому историку Дж. Фоксу С. Будный выступил против церковного догмата о божеской природе Христа, что окончательно укрепило его репутацию еретика.

1576 году было издано произведение Будного «Про наиважнейшие положения христианской веры», в котором автор обобщил свои религиозно-философские взгляды. Как идеолог белорусского радикально-реформационного движения, С. Будный участвовал в работе арианских синодов. Он полемизировал по религиозным и социальным вопросам с идеологами этих организаций.

В своём произведении «Про светскую власть» (1583) решительный реформатор описал историю своих социальных и религиозно-философских разногласий с «левыми» про отношение к феодальному обществу и государству, за что в 1584 году был исключён из братской общины. Однако в конце 1580-х, в условиях наступления контрреформации, С. Будному ничего не оставалось, как пойти на примирение с бывшими соратниками.

В 1589 году в Полоцке С. Будный полемизировал с иезуитскими теологами, опровергая догмат о бессмертии души. Самым надёжным авторитетом в делах веры и познания для Будного была Библия. Критерий библейской истины — индивидуальный разум и социально-природный опыт человека. Рационалистично и даже, пожалуй, натуралистично трактовал С. Будный понятия загробного мира и посмертного вознаграждения, святой троицы, библейских чудес и др.

Рационалистическое учение С. Будного подготовило в Беларуси почву для развития атеистической и материалистической мысли. Его произведения способствовали зарождению и укреплению русского свободомыслия.

С. Будный был идеологом прогрессивно настроенной белорусской шляхты и горожан. Оправдывая общественные и государственные основы своего времени (а именно — крепостничество), он требовал ограничения феодального самовольства, указывал на необходимость определённых изменений и реформ в жизни общества и государственной структуры. Сымон Будный критиковал беззаконие, захватнические войны, был заступником веротерпимости и интеллектуальной свободы. Выступал за равенство всех сословий перед законом и справедливость правосудия.

Политическим идеалом Сымона Будного была просвещённая монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Он осуждал агрессивную политику феодалов, считая, что для народа, для развития ремесла и торговли, распространения просвещения нужен мир, что феодалы и богатые горожане должны заботиться об образовании простых людей и не жалеть средств на строительство школ. Реформатор утверждал национальное достоинство славян, в том числе и белорусов, отмечал их богатые и разнообразные духовные традиции. С. Будный понимал необходимость развития белорусской культуры народном языке. Его идеи про развитие белорусского языка и культуры были одним из факторов становления белорусского национального самосознания.

Будный был талантливым литератором, писал на белорусском, польском, латинском языках. Он был прозаиком и поэтом, а кроме этого — учёным-филологом, переводчиком. Сымон Будный сознавал значительную роль свободы в творчестве. Он явился предшественником рационалистического направления в эстетике.

Продолжатель скорининских традиций Будный был одним из самых образованных филологов-гуманистов своего времени. Он сделал огромный вклад в развитие белорусского языка и печати, выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.

Умер С. Будный в Вишневе (Воложинский район) в 1593 году. В Несвиже просветителю, чья издательская деятельность почти полностью связана с этим городом, был поставлен памятник. Мероприятия, посвящённые памяти С. Будного, регулярно проводятся в городе и районе. Так, в центральной библиотеке организуются заседания краеведческого клуба «Спадчына», посвящённые реформатору. Детская районная библиотека разработала «час краеведения» возле памятника С. Будному в Несвиже — образовательная программа для школьников. Отмечаются и юбилейные даты — например, в детской библиотеке был подготовлен тематический урок по случаю 440-летия «Катехизиса», напечатанного в Несвиже. Устраивают уроки, информационные часы, выставки, посвящённые С. Будному, и сельские библиотеки района. Постоянно пополняется новыми публикациями тематическая папка центральной библиотеки «Сымон Будны — асветнік і гуманіст». Кроме того, культурные события, связанные с именем Будного, регулярно происходят в музыкальной школе и клубе города Несвижа.