Луис Барт Мaйер

Луис Барт Мaйер — один из самых успешных кинопродюсеров начала эры кинематографа, ваятель звезд для киностудии Metro-Goldwyn-Mayer в ее лучшие годы. У американской киноиндустрии — белорусские корни. Луис Барт Мaйер (Louis Burt Mayer) — один из самых успешных кинопродюсеров начала эры кинематографа, ваятель звезд для киностудии Metro-Goldwyn-Mayer в ее лучшие годы — родился в 1882 году в рабочей еврейской семье в Минске. В документах датой рождения записано 4 июля, хотя точного времени появления на свет урожденного Элизера Мейра (Eliezer Meir) не установлено. Достоверно известно, что это было летом, поэтому позднее Луис Майер выбрал днем своего рождения день независимости США. В раннем детстве вместе с родителями Луис Майер эмигрировал в Нью-Йорк. Затем семья переехала в город Сент-Джон, Нью Брунсуик, Канада, где юный Элизер помогал отцу в успешном семейном предприятии по сбору металлолома и утилизации бытовых отходов. В двадцатилетнем возрасте Луис уехал в Бостон, где открыл собственное не менее успешное предприятие по сбору металлолома и уборке мусора.

1904 год был отмечен женитьбой на дочери торговца кошерным мясом и покупкой по дешевке своего первого кинотеатра в штате Массачусетс. Немало потрудившись над тем, чтобы привести помещение в божеский вид, новоявленный дистрибьютор кинопродукции решил показывать только лучшие фильмы. По мере появления качественного кино, росли и доходы Луиса Майера, который продолжал скупать кинотеатры по всему восточному побережью США до тех пор, пока не стал владельцем само крупной в Новой Англии сети кинотеатров.

В 1917 году Мейер создал свою первую кинокомпанию, названную сначала Alco, затем Metro, и переехал в Лос-Анжелес. В 1924 году компанию Metro прибрел Маркус Лев (Marcus Loew), а Майер, согласно условиям сделки, стал вице-президентом компании Metro-Goldwyn-Mayer. В этой должности Майер пробыл 24 года, став самым высокооплачиваемым наемным работником в США, с годовым доходом более миллиона долларов. Майер занимался подбором актеров, считая, что в фильмах MGM должны сниматься только самые лучшие. Он открыл миру Грету Гарбо, выпестовал Рудольфа Валентино и Кларка Гейбла, Джуди Гарланд (мать Лайзы Минелли) и Марио Ланца, в свете юпитеров MGM расцвел талант Джона Гилберта, Эвы Гарднер, Фреда Астера, Джина Келли, Джеймса Стюарта, Кэтрин Хэпберн, Спенсера Трейси. У Майера снимались Ингрид Бергман, Элизабет Тэйлор и многие другие замечательные актеры, в том числе и русские Михаил Чехов и Алла Назимова. Он не без оснований полагал, что знает, чего хочет кинозритель и какие темы следует освещать в кино. По этой причине Майер часто настаивал и добивался переделки сценария, вмешивался в режиссуру, заставляя творческую группу продвигать семейные ценности. Иными словами — как вице-президент, он проводил очень жесткий курс, ориентированный на высокие моральные ценности.

В 1951 году на киностудии произошел творческий конфликт, в результате которого Майер был уволен. Основным поводом для увольнения послужил тот факт, что продукция MGM на протяжении нескольких лет не завоевывала «Оскаров». Наверное, владельцы студии посчитали, что вице-президент утратил чутье на заре эры телевидения. Луис Майер прожил долгую и интересную жизнь. Именно ему приписывают изобретение термина «кинозвезда», а «Оскары» стали присуждаться организацией, основанной в свое время все тем же Луисом Майером (The Academy of Motion Picture Arts and Sciences). В первом браке (с Маргарет Шенберг) у Майера родились две дочери Ирена и Эдита. Первая вышла замуж за кинопродюсера Дэвида Селзника («Унесенные ветром»), а вторая — за Вильяма Гетца, который впоследствии стал президентом Universal Pictures. Майер был не только бизнесменом и продюсером, но преуспел и в политике. Он долгое время занимал пост вице-председателя Республиканской партии Калифорнии. Луис Майер умер 29 октября 1957 года в возрасте 75 лет. Последние словами киномагната были: «Всё не важно». Как цинично пошутил Сэмюэл Голдвин о магнате Майере, у которого имелась и толпа почитателей, и множество врагов: «Если на его похороны пришло столько народа, то лишь для того, чтобы убедиться, что он действительно умер».

К сожалению, в Минске, разрушенном в годы войны и перестроенном после нее, сложно найти места связанные с семьей одного из основателей Голливуда. Но белорусские кинотрадиции также известны на весь мир.

Первый фильм на киностудии «Беларусьфильм» был снят в 1926 году. На Беларусьфильме» работали практически все звезды советского кино. В числе тех, кто именно здесь начал свою звездную карьеру — будущий «Чапаев» Борис Бабочкин и Клара Лучко. В Минске впервые в качестве композитора кино выступил Исаак Дунаевский. По-настоящему прославила белорусское кино плеяда «шестидесятников» — Туров, Пташук, Голуб, Степанов, Четвериков. Сегодня на площадках «Беларусьфильма» любят работать многочисленные российские режиссеры. А в октябре — ноябре в Минске традиционно проходит международный кинофестиваль «Листопад».