 Коляда

Коляда

Коляда, в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря по 6 января. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

К Колядам готовились заранее: обеспечивали себя продуктами, хозяйки старательно прибирали избы и хозяйственные постройки, молодежь мастерила маски и карнавальные костюмы, все мылись в бане, одевались в праздничную одежду.

В новогодне-колядных обычаях рядом с благодарностью за собранный урожай и успешное завершение сельскохозяйственного года значительно возрастали функции, направленные на заботу про будущий год, новый урожай и приплод животных, про здоровье и благосостояние членов семьи и всей общины. Для достижения этой цели совершались различные обрядово-магические действия. Праздничный стол застилался сначала сеном, что должно было благоприятствовать большому количеству молока у коров и оберечь их от волков, затем накрывали специальной скатертью. За столом рассаживались по старшинству. В эту ночь перед Колядами обязательно поминали умерших родственников. Во время ужина сохранялась очередность подачи кушаний. Первой начинали есть кутью – кашу с ободранного ячменя, приготовленную с маслом или медом. Разыгрывались небольшие импровизированные сценки, которые должны были содействовать достатку в семье.

По народному мнению, очень важными считались первые дни Коляд. В это время надо было чаще обращаться к разным богам и духам, просить у них благословения. Магические формулы, которые проговаривались в эти дни, считались наиболее действенными.

С особым нетерпением ждала Коляды молодежь, так как для нее это было время забав, игр, танцев. Юноши и девушки образовывали группу, переодевшись в козу (кобылу, аиста, медведя), цыган, и на второй день Коляд начинали ходить по деревне, пели поздравительные, величальные песни хозяину, хозяйке и их детям, желая счастья, здоровья, богатого урожая. Группа колядующих насчитывала 5–15 человек.

В районах компактного проживания католического белорусского населения ходили колядовать со звездой. Тут основу выступления колядующих составляло исполнение костельных песен на библейские сюжеты, в то время как колядующие с «козой» исполняли разнообразные обрядовые песни. Переодетые пели, исполняли различные сценки, стремясь рассмешить хозяев, танцевали, гадали. Колядующие не уходили, пока хозяева не давали им какие-либо дары. Наполнив ими мешки, парни и девчата собирались в какой-нибудь большой избе, где продолжали гулянье: плясали, пели, играли, рассказывали страшные и смешные истории.